Фольклор. Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни. «Повесть временных лет» сохранила предания о борьбе славян с аварами в VII в. К X в. относится возникновение нового эпического жанра — героической былины — вершины устного народного творчества.
Религия, грамотность. Принятие христианства явилось важной вехой в истории древнерусской культуры. Крещение Руси, состоявшееся в 988 г., означало лишь официальное провозглашение христианства господствующей религией. Новая религия способствовала становлению и развитию феодального способа производства, укреплению государственности, международных отношений, заимствованию достижений мировой культуры.
Возникновение примитивного письма относят к первой половине I тысячелетия н. э. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. Древнейшие памятники славянской письменности знают две азбуки — кириллицу и глаголицу. В настоящее время считается, что Кириллом во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии.
На рубеже IX-X вв. на территории первого Болгарского царства возникла азбука, получившая название «кириллица». В дальнейшем этот легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Принятие христианства способствовало широкому распространению письменности и письменной культуры.
В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать на «книжное учение» детей «лучших людей», т.е. местной аристократии.
Ярослав Мудрый создал в Новгороде для детей старост и духовных лиц школу, в которой учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Обучение велось на родном языке. Имелись школы и высшего типа, одна из них была при Киево-Печерском монастыре (изучали богословие, философию, риторику, историю, географию, естественные науки).
Получали образование и некоторые женщины (например, княгиня Ефросинья Полоцкая не только была обучена книжному письму, но и сама писала книги). Образованность ценилась очень высоко.
Большинство памятников письменности домонгольского периода погибло во время многочисленных пожаров и нашествий кочевников. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси — около 150 книг.
Литература. Русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества. Одним из основных оригинальных жанров стало летописание. Летописи — это крупнейшие памятники духовной культуры. Самым значительным из них является «Повесть временных лет», написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов XII-XV вв. Основное внимание в ней уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей феодальной верхушки.
Повесть сыграла огромную роль в утверждении и сохранении идеи единства Руси в сознании поколений.
Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати». Оно написано в 30-40-е гг. XI в. священником Илларионом. «Слово» направлено против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе, пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, которая «ведома» и «сложима есть всеми концы земли».
Важные социальные, политические и нравственные проблемы были затронуты в «Поучении» Владимира Мономаха. Оно проникнуто глубокой тревогой за судьбу Руси. Князь, поучал Мономах, должен жить в мире с другими князьями, беспрекословно подчиняться «старейшему», не притеснять младших, избегать ненужного кровопролития.
Зодчество. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на каменную архитектуру.
После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма, имевший в своем основании крест.
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. В Чернигове воздвигнут Спасо-Преображенский собор.
Вершиной русского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, который был построен в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Вслед за Софией Киевской были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Таким образом, одновременно со становлением государственности на Руси шел процесс соединения культурных пластов восточных славян и заимствованных у других народов новых культурных ценностей.