Русский крестовый поход в степь. Смуты на Руси усиливали активность половецких орд. Они ежегодно предпринимали набеги на русские земли. Князья же попытались сплотить свои силы для борьбы с кочевниками. В 1100 г. на съезде в городе Витичеве князья решили предпринять совместный поход против степняков. Но прошло еще три года, прежде чем они окончательно договорились между собой. В 1103 г. князья с дружинами встретились на Долобском озере, чтобы организовать поход.
Наступила весна, самое удобное время для похода, так как к этому времени кони половцев после зимы еще не набрали силу и выносливость на только что зазеленевших пастбищах. Но Святополк предлагал отложить поход, заявив, что невыгодно отрывать смердов от весенних полевых работ и губить лошадей в походе. Его поддержали некоторые князья и бояре. И тогда слово взял Владимир Мономах. «Дивлюсь я, дружина,— сказал он,— что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчанин застрелит его из лука, а лошадь его возьмет, а в село его приехав, возьмет жену его и детей его и все его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль».

Выступление Мономаха положило конец спорам и колебаниям. Объединенное войско двинулось в путь. В походе не принял участие лишь давний друг половцев Олег, сославшись на болезнь. Русские дружины наголову разбили врага и пошли по половецким становищам, освобождая пленников и захватывая богатую добычу. На три года после этого затихли половцы, но в 1106 г. их войско вновь двинулось на Русь, стремясь отомстить за свои прежние поражения. Русская рать встретила половецкие силы и в ожесточенном бою разгромила их.
Князья не стали ждать, пока половцы вновь наберутся сил, и предприняли в 1111 г. новый грандиозный поход в степь. Цель этого похода заключалась в том, чтобы достичь сердца половецких владений, захватить их главный город Шарукань. Для того чтобы обеспечить себе поддержку близких половецких орд, Владимир Мономах и Олег побывали в их становищах, поднесли ханам дорогие подарки и женили своих сыновей — Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Ольговича на дочерях союзных половецких ханов.
Владимир Мономах придал этому походу значение крестового похода. К этому времени уже состоялся Первый крестовый поход (1096—1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие двоюродный брат Владимира, Святополка и Олега, сын Анны Ярославны, брат французского короля Филиппа I, граф Гуго Вермандуа. Сведения об этом крестовом походе были уже широко известны на Руси.
Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к их столице — степному городу Шаруканю. Город сдался на милость победителя. Другой город, Сугров, отказался сдаться и был взят штурмом и сожжен. Еще одну битву русские князья выиграли на берегу Дона. Перед битвой князья сказали: «Здесь смерть нам, станем тверды», а потом ударили на врага, и половцы побежали.
Основные силы сторон сошлись через три дня —27 марта 1111 г. на реке Сольнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы «выступили, точно великий лес». Но Мономах не стал ждать окружения, а сам повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной схватке, и «столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов» — так говорится в летописи. В этой толчее половецкая конница утратила возможность маневрировать, а в рукопашном бою не было равных русским воинам. Но и половцы сражались мужественно, отстаивая десятилетиями освоенную землю, свои пастбища и домашние очаги. «Чело» русского войска — киевляне дрогнули и стали прогибаться под яростным напором врага, превосходившего их числом. И тут на помощь киевлянам пришел Владимир Мономах со своей дружиной, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы ободрило киевлян и повергло неприятеля в страх. Половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили. В этой битве пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть их ушла в степь.
Весть о русском крестовом походе в степь была доставлена русскими гонцами в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.
Приход Владимира Мономаха в Киев в 1113 г.
Восстание 1113 г. в Киеве. В конце XI— начале XII в. еще более значимой в русском обществе стала роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражались друг с другом и с кочевниками, обороняли города, захватывали добычу во время побед, теряли имущество во время поражений. Для поддержания их силы и могущества, их вооружения и снабжения требовались все большие средства. Их брали в виде повышения налогов с простого населения. Все большее количество свободных земель князья передавали своим вассалам. Межкняжеские битвы сопровождались разорением городского и сельского населения, дополнительными поборами. Для простого человека все это оборачивалось сущей трагедией. Половецкие грабежи и увод пленных дополняли тяготы. К тому же смердов и горожан все чаще привлекали на бесчисленные сечи со степняками. Лежали запустевшими их пахотные земли, затухал огонь в кузнечных горнах, приостанавливал свой нескончаемый бег гончарный круг в ремесленных мастерских, страдала торговля.
Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах, прокормить семью, детей. Они шли в кабалу к богатым, продавали себя в холопы, брали в долг деньги, семена для посева, орудия труда. За это они должны были либо отрабатывать в хозяйстве своего «благодетеля», либо за взятые деньги, кроме возврата суммы долга, еще и платить проценты, которые повышались с каждым годом. Особенно злодействовали ростовщики. Их основным занятием было ссужать нуждающихся людей деньгами за высокие проценты.
Большим «сребролюбцем» и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк Изяславич. И когда в 1113 г. он внезапно умер, это еще более обострило обстановку в Киеве. Различные боярские группировки начали борьбу за власть, стремясь посадить на престол одного из князей. В это время тревожно загудел торгово-ремесленный Подол, нижняя часть города, где жили мелкие торговцы, ремесленники, городская беднота.
Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор одного из бояр и ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам. В Софийском соборе по зову митрополита сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Владимира Мономаха; только он мог унять выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы братья Святославичи, которые были старше его в роду, опротестовали это решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.
На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые сотни людей. Поднялись против своих господ окрестные смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с ростовщиками, холопы вышли из повиновения господам.
И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Мономаха в Киев. 20 апреля 1113 г. Владимир Мономах во главе переяславской дружины вступил в Киев. Стремление защитить порядок в городе и стране, унять разгулявшуюся «чернь» оказалось у князя сильнее других расчетов. Волнения быстро прекратились. Началось правление нового великого киевского князя Владимира Мономаха. В это время ему было уже 60 лет.
Владимир Мономах — великий князь. Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил русское общество, т. е. прекратил его внутреннюю борьбу. Причем сделал он это не только за счет силы, но и за счет разумных уступок низам общества.
Сразу же после начала своего правления он дал Руси новую Русскую Правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича». В этом уставе были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Устав включал и новые статьи, которые облегчали участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов.
Владимир Мономах сумел устранить тем самым наиболее глубокие и болезненные язвы общества, снял социальное напряжение в городах и селах. Он показал верхушке русского общества, что управлять страной и повышать ее силу и благополучие следует не насилием одних над другими, а прежде всего строгими, но разумными в тех условиях правилами. Его устав был направлен на то, чтобы уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от насилий со стороны низов общества, но одновременно обезопасить все общество от беспорядков, поддержать хозяйство смердов и ремесленников, которые составляли основу благосостояния общества.
В истории Руси он выступил как первый серьезный реформатор, т. е. как человек, осуществивший ряд серьезных преобразований в жизни общества, которые утихомирили хотя бы на некоторое время несогласия, раздоры, насилия.
Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповеди Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей «отчиной», он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю. При этом он действовал стремительно и жестоко. Так, он подавил мятеж своего племянника Ярослава Святополчича, который правил на Волыни. Когда Владимир узнал, что среди новгородского боярства созрел заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, он вызвал бояр в Киев и бросил их в темницу.
Своих сыновей, как и его предки, великий князь рассадил по крупным городам — в Новгороде, Смоленске, Суздале. Подавил он и сепаратизм, т. е. стремление к самостоятельной политике и независимости, черниговских князей. Даже Олег Святославич беспрекословно слушался своего двоюродного брата. Нанес он удар и по Полоцкому княжеству, где постоянно проявлялись сепаратистские настроения.
Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращения их набегов на Русь. Это уже не была оборона. Русь сама стремилась нанести удар своим врагам.
В 1116 г. великий князь сам возглавил поход в степь, хотя был уже немолод. Затем он посылал против половцев своих сыновей, и в первую очередь талантливого полководца и смелого воина Ярополка.
Продолжал Владимир и балканскую политику своих предков. Он, как когда-то Святослав, попытался утвердиться на Дунае. На юг было послано русское войско, а Мономах даже утвердил своих посадников — управителей в дунайских городах. Но Византия поспешила уладить отношения миром. На Русь было послано посольство с богатыми дарами и просьбой не нарушать мирных отношений с империей. Среди даров были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. С тех пор и возникла легенда о так называемой «шапке Мономаха». В реальности же «шапка Мономаха», которая ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля, была изготовлена гораздо позднее.
В конце жизни Владимир Мономах написал свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми. Он писал, что любое зло рано или поздно будет наказано, а добро восторжествует. «Молод был и состарился,— писал он,— и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящим хлеба».
Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году жизни на реке Альте, в небольшом доме, который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Он имел русскую и европейскую славу. При нем Русь была сильна, едина и могуча, как никогда. Один древний источник сохранил описание Владимира Мономаха: «Лицом был красен (т. е. красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен».
Мстислав Великий. Начало новой усобицы. В последние годы своей жизни Владимир все меньше лично занимался делами государства и военными походами. Многое он доверял своему старшему сыну Мстиславу. Он перевел его из Новгорода, где тот княжил долгие годы, к себе в Киев и постоянно держал при себе.
Когда же старый князь умер, то Мстислав взял власть в свои руки. Тем самым завет Ярослава Мудрого был нарушен, и во главе Руси встал не старший в роду, а старший сын правившего князя. Авторитет Мономаха и опыт, воля Мстислава, а также поддержка киевской верхушки были столь сильны, что остальные князья смолчали, хотя и были недовольны таким поворотом событий.
Время правления Мстислава (1125—1132), которого на Руси прозвали Великим, было недолгим, но плодотворным. Он продолжал политику своего отца. Половцы попытались организовать нашествие, но столкнулись со всей мощью русских ратей во главе с Ярополком Владимировичем.
Позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных походов в степь сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу. Некоторые из половецких орд откочевали подальше от русских границ — к реке Яик (Урал) и в Закавказье.
Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси. Он предпринимал походы против чуди (эстов) и литовцев, которые с XII в. начали тревожить русские земли своими набегами.
Смерть Мстислава Великого стала гранью, за которой началась совсем другая Русь. Ушли два могучих правителя — Владимир Мономах и его сын, которые своей волей, талантом цементировали Русь, и после них она оказалась такой, какой сложилась к 30-м гг. XII в., но без сильных политических фигур. И первая же смута это хорошо показала.
Она вспыхнула между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Затем в нее включились сыновья Олега Святославича. Киев переходил из рук в руки. Сначала там утвердился один из сыновей Мономаха, через несколько дней его изгнал черниговский князь. 10 лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя. Соперничавшие стороны в основном опирались на свои родные княжества, на свои мощные города. Оттуда они и руководили Русью.
Все это было верным признаком того, что с 30-х гг. XII в. Русь вступила в период политической, т. е. государственной, раздробленности.
Из «Поучения Владимира Мономаха своим детям»
...Всех моих походов больших было 83, а остальных малых и не упомню. С половецкими князьями заключал я мир 19 раз при отце и после отца, отдавая при этом много имущества и многие одежды свои. На волю из плена [«из оков»] отпустил я знатных половецких князей: двух братьев Шарукана, трех Багубарсовых и четверых Овчины, а всех знатных князей до 100... А вот как трудился и я на охотах... В Чернигове это делал: коней диких своими руками в пущах живыми вязал по 10 и по 20, а кроме того, когда по Роси ездил, своими руками ловил тех же коней диких. Два тура метали меня на рогах и с конем, один олень меня бодал, а два лося — один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч сорвал. Медведь мне около колена подклад откусил. Лютый зверь вскочил мне на бедра и коня вместе со мною повалил. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги, в юности своей вредил, не храня своей жизни и не щадя головы своей.