Церковные реформы XVII века

Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой — нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам. Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства — земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше — “священство” или “царство”, т. е. духовная или светская власть?

Церковная реформа. К середине XVII века выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажал смысл переписанного.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб.

В.Г. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере.
В.Г. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 

Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.

Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви. Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы, с которых когда-то, во времена Древней Руси, делались русские переводы.

В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Посмотрели русские книги, “ужасошася” и засели за благое дело — исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех.

Тогда же сложился в Москве кружок “ревнителей древлего благочестия”. Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия.

Кружок “ревнителей” возглавил Стефан Вонифатьев — духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили Никон — архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского.

При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам.

§Никон и Аввакум
§Падение Никона
§Соловецкое восстание
§Экономика России XVII век
§Соляной Бунт

Яндекс.Метрика