Во второй половине столетия радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний. Бунт монахов прославленного монастыря на Соловках в дальнейшем стал именоваться «Соловецким восстанием». Монахи отказались принять новонапечатанные “никонианские” книги.
В конце 1667 г. правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины, имущество монастыря, закрыть пути снабжения всякими припасами. Со следующего года подошедшие сюда царские полки приступили к осаде монастыря. Но изолировать его не удалось: окрестные жители тайком снабжали монахов и монастырских трудников всем необходимым. Да и в самой обители, этой мощной крепости, хранилось большое количество всяких запасов. Осада продолжалась долгие восемь лет.
Поморские жители открыто сочувствовали “отцам и страдальцам соловецким”. Лишь с помощью монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Случилось это в январе 1676 г. Почти все защитники погибли в схватке, в живых осталось не более 60 человек из полутора тысяч.
Изображение расправы воеводы Мещерикова с участниками Соловецкого восстания. Настенный лист. Нач. XIX в
После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. Наряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодную смерть) и самосожжения (гари).
Проповеди и призывы среди раскольников делали свое дело. “Гари” следовали одна за другой: с 1675 по 1695 г. их было около сорока, в огне погибло до 20 тысяч старообрядцев. Гонения на старообрядцев продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г.