Новый этап движения за конституцию. После Манифеста 19 февраля 1861 г. в правительственной политике произошли изменения не в лучшую сторону. Александр II оказался больше не в силах противостоять нажиму со стороны придворной камарильи, старой бюрократической гвардии и помещиков-крепостников. По их настоянию в апреле 1861 г. Н. А. Милютин был удален с поста товарища министра внутренних дел. Он ушел, не закончив проект земской реформы, доработанный после его отставки и утвержденный в 1864 г. П. А. Валуев, новый министр внутренних дел, старался угодить помещикам-латифундистам.
Однако в стране продолжался общественный подъем, начавшийся накануне отмены крепостного права. Впервые со времен декабристов встал вопрос о созыве народных представителей, о конституции. В феврале 1862 г. тверские дворяне на своем губернском собрании заявили, что правительство обнаруживает полную несостоятельность. А в адресе на имя императора подчеркивалось: «Созвание выборных от всей земли русской составляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных положением 19 февраля». Через несколько дней в Твери состоялось совещание мировых посредников. В еще более резкой форме они повторили главные пункты резолюции дворянского собрания.
Все 13 участников совещания мировых посредников были посажены в Петропавловскую крепость. После пятимесячного заключения их отдали под суд, который приговорил их к лишению свободы на срок от двух до двух с половиной лет. Самые суровые наказания были назначены «зачинщикам» — Алексею и Николаю Бакуниным, братьям М. А. Бакунина. Правда, вскоре они были помилованы, но с запрещением занимать выборные должности и участвовать в каких-либо выборах.
В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Вскоре оно перекинулось в Литву и западную Белоруссию. Против повстанцев были направлены войска. В районе восстания проводились массовые репрессии. Руководители восстания пытались заручиться поддержкой иностранных держав и европейского общественного мнения. Возникла опасность иностранного вмешательства, а Россия в то время еще не восстановила свой военный потенциал после Крымской войны. В такой обстановке Валуев, умевший быстро перекрашиваться, предложил ввести какое-то подобие представительного органа, чтобы сделать более привлекательным облик Российской империи в глазах зарубежной общественности.
Вооружение и экипировка участников польского восстания 1863 г.
В апреле 1863 г. Александр II созвал совещание для обсуждения предложения Валуева. Оно было одобрено, и министру поручили составить проект. Предполагалось введение в состав Государственного совета выборных представителей от земств при сохранении всей полноты самодержавной власти. Но в ноябре 1863 г., когда проект был готов, угроза иностранного вмешательства уже миновала. В Польше и Литве догорали последние очаги восстания. Проект был отправлен в архив. Сам Валуев не вспоминал о нем 15 лет.
Но произвол и всевластие бюрократии вызывали раздражение даже в высших слоях общества. Это усиливало позиции сторонников представительного строя. В январе 1865 г. московское дворянство обратилось к царю с адресом: «Довершите, государь, основанное вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству». Принятию адреса предшествовало бурное собрание, на котором звучали запальчивые речи против окружающих царя «опричников».
Александр был очень недоволен этим адресом, но, не желая портить отношений с влиятельным московским дворянством, не стал прибегать к репрессиям. Он ограничился тем, что в рескрипте на имя Валуева объявил: «Никто не призван принимать на себя предо мною ходатайства об общих пользах и нуждах государства». В частной же беседе с одним из московских дворян он сказал, что охотно дал бы «какую угодно конституцию, если бы не боялся, что Россия на другой день после этого распадется на куски».
Иллюстрации. Бюрократия XIX века. Российские чиновники XIX века
По-видимому, Александр II трезво отдавал себе отчет в том, что многонациональная Российская империя скрепляется воедино не свободной волей народов, а силой бюрократического аппарата. И, конечно, с введением представительного строя могли возникнуть такие проблемы, которых прежде, казалось, не было. Это, однако, не означало, что следовало сохранять всевластие бюрократии, которая мешала правильному и всестороннему развитию нации. Переход к конституционному строю исторически назрел, и никакие возможные последствия не должны были останавливать это дело.
В декабре 1865 г. Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос о созыве «центрального земского собрания». На этот раз власти вновь ответили репрессиями. Председатель управы Н. Ф. Крузе был выслан из столицы, а Петербургское земство было распущено и около года не действовало.
С этого времени движение за конституцию переместилось из дворянских собраний в земские учреждения. Правительство же бесконечными придирками и ограничениями мешало земской работе.