Русские предприниматели XIX века

В пореформенные годы выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей. Еще в 1834 г. зарайский купец А. Ф. Бахрушин основал в Москве кожевенную фабрику. Его сыновья и внуки стали крупнейшими кожевенными и текстильными фабрикантами. Отличаясь не только деловой хваткой, но и совестливостью, Бахрушины тратили крупные суммы на строительство домов призрения и больниц для рабочих.

Петр Ионович Губонин (1825 — 1894) был выходцем из крестьян. Выдвинулся как подрядчик на строительстве Исаакиевского собора. Затем, разбогатев, возглавил ряд железнодорожных обществ, основал несколько крупных промышленных предприятий.

Николай Иванович Путилов (1820 — 1880) происходил из новгородских дворян, служил морским офицером. Выйдя в отставку и собрав капитал, он в 1868 г. приобрел сталелитейный завод близ Петербурга (основанный в 1801 г.). Под его руководством Путиловский завод выдвинулся в число крупнейших машиностроительных предприятий.

Города в пореформенной России. Ускоренное развитие промышленности и торговли в пореформенный период вызвало к жизни новые города, преобразило некоторые старые, а другие лишило их прежнего значения. В 1871 г. из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда Владимирской губернии был образован город Иваново-Вознесенск — крупный центр текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время остановился в своем развитии, как и два других древних города — Новгород и Псков.

На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший большим портовым городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и Новочеркасск, столицу донского казачества.

Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тыс. жителей. Он превратился в промышленно-капиталистический город с резкими социальными контрастами. В слегка обветшавших дворцах на Миллионной и Литейном доживали свой век николаевские царедворцы и фрейлины. Сюда же старались втиснуть свои особняки в стиле эклектики дельцы новейшей формации, вчерашние приказчики и подрядчики. А недалеко от Сенной площади располагался огромный комплекс ночлежных домов.

Домовладелец обычно сдавал комнаты в аренду. Арендатор же, уже от своего имени, сдавал в наем койки, углы и нары. «Кто же ваши жильцы?» — спросил однажды корреспондент «Отечественных записок» у жены отставного солдата, содержательницы одного из «нумеров». «Да вот, отвечала солдатка, — шесть пар пильщиков, две пары каменщиков, пяток плотников, отставной служащий с женой, торговец с Сенной площади, вот его жена с детьми...» Всего в комнате, правда, довольно большой (около 64 кв. м), ютилось 40 человек, мужчин и женщин, взрослых и детей.

Москва быстро догоняла Петербург по численности населения (601 тыс. жителей) и тоже превращалась в промыш-ленно-капиталистический город. Рабочий класс, скапливавшийся в Петербурге, Москве и других городах, в огромной своей массе состоял из пришедших на заработки крестьян. На время сева, покоса и жатвы они возвращались в свои де ревни. В это время останавливались многие фабрики. С течением времени некоторые рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но этот процесс шел медленно, гораздо медленнее, чем росли ряды промышленного пролетариата. В 60 — 70-е годы потомственные рабочие, не связанные с землей, составляли лишь небольшое ядро рабочего класса. В основном это были самые квалифицированные рабочие.

Третьим по величине городом стала Одесса, население которой превысило 100 тыс. человек. В Сибири в пореформенный период самым большим городом был Томск (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в середине XIX в., сделал его основным центром сибирской торговли. Всего на тысячу человек меньше было население Иркутска. Тобольск, оказавшийся в стороне от тракта, почти не рос и терял прежнее значение.

В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное двадцатилетие шло успешно. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На базе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промыщленность.

§Сельское хозяйство России XIX века
§Общественное движение XIX века
§Либералы и демократы XIX века
§Три течения в народничестве
§Оживление либерального движения

Яндекс.Метрика