Великая сибирская магистраль

Реформы 60—70-х годов XIX века способствовали развитию производительных сил страны и формированию капиталистических отношений. Другим непременным условием широкого внедрения рыночных отношений было улучшение путей сообщения.

Вопрос о строительстве железных дорог обсуждался еще в 30-е годы XIX в. Многие тогда высказывались против, даже Сперанский и Канкрин. Не было единства мнений и среди инженеров. Некоторые из них утверждали, что использование железных дорог в России невозможно по причине сурового климата: в сильный мороз паровозные колеса будто бы будут крутиться на месте. Опытная дорога от Петербурга до Царского Села не подтвердила этих опасений, и Николай I на этот раз оказался на высоте понимания государственных задач. Вскоре началось строительство железной дороги Петербург — Москва. Движение на ней было открыто 1 ноября 1851 г. Всего при Николае I было построено 980 верст (1038 км) железнодорожного пути. Во Франции в это время было уже 5,5 тыс. км железных дорог.

Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге. Н. С. Самокиш. 1837
Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге. Н. С. Самокиш. 1837

В 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Если первая дорога строилась на казенные средства, то теперь широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. Особое значение имело строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. 1 августа 1862 г. из Нижнего в Москву торжественно ушел первый поезд. Правда, под Ковровом он потерпел крушение, но затем движение наладилось. Эта дорога связала обе столицы и заграничный рынок с Нижегородской ярмаркой и Волгой.

В 1869 г. вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлебородными губерниями (Москва-Рязань-Козлов-Воронеж). От Рязани линия была продолжена до Самары, а затем — до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири.

В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта Транссибирской магистрали. Строительство велось одновременно из Челябинска и Владивостока. Оно потребовало огромного напряжения государственных финансов. Магистраль строили тысячи рабочих из Европейской России и Сибири, а также ссыльные, каторжные, солдаты, иностранные рабочие (китайцы, корейцы, японцы). К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но бесперебойному движению по дороге препятствовал Байкал. Зимой рельсы прокладывали по льду, а летом приходилось пользоваться паромом. Дорога вокруг Байкала строилась с 1900 по 1905 г. Потребовалось соорудить 33 тоннеля.

Каторжане -дробильщики готовят щебень для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Фото И. М. Портнягина. Конец ХIХ в.
Каторжане -дробильщики готовят щебень для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Фото И. М. Портнягина. Конец ХIХ в.

Восточный участок Транссибирской магистрали первоначально проходил по территории Маньчжурии. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) соединяла Сибирь с Владивостоком по кратчайшему расстоянию. После русско-японской войны 1904—1905 гг. встал вопрос о прокладке линии по русской территории. Дело это требовало больших затрат, и многие государственные деятели, в том числе СЮ. Витте, были настроены против. Но председатель Совета министров П. А. Столыпин настоял на строительстве Амурской дороги. Он говорил, что она «имеет главной задачей накрепко приковать к России ее Дальний Восток». Строительство Амурской дороги завершилось в 1916 г., накануне революции и гражданской войны. Без этой дороги Дальний Восток, с немногочисленным тогда русским населением, действительно мог быть потерян и колонизован другими странами.

Великая Сибирская магистраль - Транссибирская магистраль
Карта. Великая Сибирская магистраль - Транссибирская магистраль

Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока продолжалось без малого 80 лет. В нем участвовало несколько поколений русских государственных деятелей, предпринимателей, изыскателей, инженеров, рабочих. Огромные средства были вложены в это дело. Но неисчислима и та польза, которую оно принесло. С прокладкой магистрали в истории Сибири наступил новый период. Сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынок. В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России, приложивших все свое умение и старание к освоению этого края. Культурные достижения Европейской России стали быстрее распространяться в Сибири. В то же время дух сибирской жизни, более свободный, не отягощенный наследием крепостничества, благотворно воздействовал на коренную Россию.

§Промышленность в России XIX века
§Русские предприниматели XIX века
§Сельское хозяйство России XIX века
§Общественное движение XIX века
§Либералы и демократы XIX века

Яндекс.Метрика