Промышленность в России XIX века

Промышленное развитие в 60—70-е годы XIX в. Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры, бывало, подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Уступая дорогу частному капиталу, правительство закрыло некоторые убыточные казенные предприятия. Другие передало в частные руки. Жизнь пореформенной России, гораздо более свободная и динамичная, представляла резкий контраст с застоем николаевского царствования.

Наиболее значительные успехи были достигнуты в текстильном производстве, которое в то время было ведущей отраслью русской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в России удвоилось. Это было достигнуто за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы тоже удвоилось (до 2 кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт русского сахара за рубеж.

Очень трудно к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность, где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Уральские горнозаводчики привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 г. выплавка чугуна достигла уровня 1860 г. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х годов. Однако в это же время (с середины 70-х годов) стала набирать силу горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов XIX века железные дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное двадцатилетие окончательно сформировались основные промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, Петербургский приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный были базой металлургической промышленности. Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).

§Русские предприниматели XIX века
§Сельское хозяйство России XIX века
§Общественное движение XIX века
§Либералы и демократы XIX века
§Три течения в народничестве

Яндекс.Метрика