Правительственная политика в области промышленности. Александр III не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское — удачной кампанией 1877—1878 годов. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно направление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности — частнокапиталистической и казенной
Мировой сельскохозяйственный кризис, растущее обнищание деревни сильно сузили рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х годов были вялыми. Желая поддержать промышленность, правительство стало расширять железнодорожное строительство. Началось перевооружение армии и флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то, что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем» , — говорил министр финансов И. А. Вышнеградский.
Западно-Сибирская железная дорога, токарная мастерская станции Омск. Фото конца XIX в.
В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849—1915). В свое время он прошел школу частного предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим», как называл он помещиков, выпрашивающих казенные подачки. Витте был сторонником активного стимулирования (подталкивания) государством промышленного развития.
Но вопрос о том, из каких источников это делать. Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены на водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете».
В 1897 г. была проведена денежная реформа. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который С.Ю.Витте стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы (из Франции, Англии, Германии, Бельгии).
Промышленный подъем 90-х годов. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил прежде всего черную металлургию и машиностроение — те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка нефтяных месторождений в районе Грозного.
Иллюстрация. Нижнесалдинский завод во второй половине XIX века
Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, «молохи» (Молох — древнефиникийское божество, которому приносили человеческие жертвы) , как называл их писатель А. И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли хозяев нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.
Машинный отдел. Всероссийской художественно-промышленной выставки. 1896 г.
В 90-е годы в России была создана современная крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения.
Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные цели. Эти расходы пошли прахом, ибо броненосцы и крейсера, спущенные на воду во время промышленного подъема, через несколько лет оказались на морском дне.
Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) поднялась до 1/3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек. Он был способен раздавить экономику.
Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис. В России он наступил раньше, чем в других странах, и принял затяжной характер.