Кружок Д. В. Веневитинова

Кружок Д. В. Веневитинова. Николай I думал вытравить все ростки вольномыслия в русском обществе. Это не удалось. Трудно было запретить людям думать, обмениваться мыслями, сближаться, имея схожие настроения и мнения. После разгрома декабристов центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, редакции газет и журналов. На первых порах оно носило характер отвлеченных философских исканий. Новое поколение русской интеллигенции имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало учителей, которыми должны были стать, но не стали декабристы. Поэтому из философских посылок не всегда делались надлежащие выводы, а за ошибки приходилось дорого платить.

ВеневитовВо второй половине 20-х годов среди московской молодежи выделялся Дмитрий Веневитинов, талантливый поэт и философ. А. С. Пушкин, упоминая в «Евгении Онегине» «архивных юношей», конечно же, имел в виду прежде всего Веневитинова, своего дальнего родственника, служившего в одном из московских архивов. Кроме поэзии и философии, он увлекался живописью и музыкой. Влюбленный в античный мир, он читал в подлиннике греческих и римских авторов. В новейшей философии его привлекало учение немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга, в произведениях которого большое место отводилось проблеме свободы.

Шеллинг учил, что главная слабость человека — в страхе перед добром, ибо добро требует самоотречения и укрощения своего себялюбия. Однако человек по природе своей способен преодолеть и этот страх, и стремление к злу. В этой способности и состоит свобода. Свобода — это не случайная возможность выбора, а внутреннее самоопределение личности.

Вместе с Веневитиновым философию Шеллинга изучали его друзья — А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев и др. Они пробовали свои силы в литературе и хотели выпустить свой альманах. Но Пушкин, побывавший в 1826 г. в Москве, советовал издавать журнал. Веневитинов много сделал для его организации, но первый номер журнала, названного «Московским вестником», вышел уже после его отъезда из Москвы.

Осенью 1826 г. Веневитинова перевели на службу в Петербург. Он ехал вместе с французом Воше, который возвращался в северную столицу, проводив в Сибирь княгиню Е. И. Трубецкую, жену декабриста, добровольно уехавшую к своему мужу. Полиция, с крайним подозрением относившаяся ко всему, что касалось декабристов, при въезде в город арестовала обоих. Трехдневное пребывание в холодном, сыром и грязном помещении нанесло Веневитинову глубокую душевную травму и подорвало здоровье, и без того слабое. Юноша скучал на новом месте, рвался в Москву. Он взял с собой в Петербург заветное кольцо, которое собирался надеть либо в день свадьбы, либо в день смерти. В начале марта 1827 г. он возвращался с бала легко одетым и простудился. Когда стал совсем плох, кто-то из близких надел ему В.Г.Белинский на палец кольцо. Обрученный со смертью, Веневитинов скончался в тот же день, в возрасте 22 лет.

«Московский вестник» попал в руки М. П. Погодина и стал глашатаем «официальной народности». Хомяков вскоре женился и уехал в деревню. Киреевский отправился в Оптину пустынь, где беседовал со старцами и постигал учение древних отцов церкви. Кружок Веневетинова надолго распался.

В общественной жизни Москвы назревали важные перемены. В 1829 г. в Московский университет поступили два студента, пока еще незнакомые друг с другом, — В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

§Кружок Н. В. Станкевича
§Кружок Герцена и Огарева
§Западники и Славянофилы
§Причины крымской войны
§Синопский бой: начало крымской войны 1853-1856 гг.

Яндекс.Метрика