Выступление декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Их сила, наконец, была в неприменении силы, ибо Николай, видимо, как раз и ожидал от них активных действий, чтобы обрушиться на них всем своим войском. Даже первые конные атаки на Московский полк отражались холостыми залпами. Декабристам удалось почти безупречно выстоять в этом моральном поединке. И только когда подъехал Милорадович и начал уговаривать солдат присягнуть Николаю, не выдержали нервы у Каховского...
Николай не хотел идти ни на какие уступки, но противостояние затягивалось. Время работало не на Николая. В рядах его войск стояло немало членов тайного общества, не сумевших или не рискнувших поднять своих солдат. Через народ, столпившийся у строящегося Исаакиевского собора, солдаты присягнувших полков передавали своим товарищам на площади, что перейдут к ним, как только стемнеет. В тылу, на мосту, стоял Розен со своими ротами. В сумерках многое могло смешаться.
Убийство Милорадовича сторонники Николая использовали как повод к решительным действиям. «Ваше величество, — грубовато сказал генерал К. Ф. Толь, — прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола». Николай зло взглянул на него и приказал пустить в дело пушки. Послышалась команда: «Пальба орудиями по порядку, правый фланг, начинай, первая пли!» — и выстрела не раздалось. «Свои, ваше благородие...» — сказал фейер-веркер подбежавшему штабс-капитану. Офицер выхватил у него фитиль и сам сделал первый выстрел.
Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Здесь один из офицеров начал их строить, чтобы идти на Петропавловскую крепость. Но ядра разбили некрепкий лед, солдаты начали тонуть, и колонна рассыпалась.
Накануне событий 14 декабря был арестован Пестель, потом — другие руководители Южного общества. Но в конце декабря молодые офицеры из «соединенных славян» освободили Сергея Муравьева-Апостола и его товарищей. С несколькими ротами Черниговского полка МуравьевАпо-стол выступил на соединение с другими частями, на помощь которых он рассчитывал. 3 января 1826 г. его настиг отряд гусар с артиллерией. Муравьев-Апостол не велел стрелять и повел солдат в атаку на орудия. Картечным залпом он был ранен, потерял сознание, а очнулся уже в плену.
Значение движения декабристов
Декабристы вписали яркие страницы в историю нашей страны. Хотя и не было все так просто в их движении. К нему примкнули разные люди — по характеру, воззрениям, социальному положению. Почти все они были дворяне. Но дворянство не было однородным. Некоторые из декабристов принадлежали к аристократии, другие — к беспоместному армейскому офицерству, третьи — к разночинной интеллигенции. Столь же различны были истоки идеологии декабристов. Одни из них считали своим предшественником А. Н. Радищева, другим были ближе «верховники» XVIII века.
Среди декабристов существовали разногласия, часто вспыхивали споры. Но до раскола дело не доходило. Декабристов крепко связывало общее дело — борьба против самодержавия и крепостничества. А внутренняя борьба в самом движении никогда не выходила на первое место. Это было замечательной особенностью их движения.
Были в этом движении и очевидные слабости. Главная из них заключалась в немногочисленности его рядов. Нельзя, правда, совсем уж вырывать декабристов из общего состава оппозиции неограниченному самодержавию, которая выявилась в 1825 г. Декабристы были решительнее других и больше всех пострадали, а те, другие, отделались отставками, царской немилостью, а то и просто легким испугом. «Это наши друзья по четырнадцатому, которые удружили нам ссылкою», — с горечью говорили о них декабристы.
Другая слабость декабристского движения состояла в несколько любительском, не всегда серьезном отношении к делу. Лишь немногие — Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол — с головой ушли в это дело и представляли всю его опасность. В массе же своей декабристы были слишком молоды, беспечны, слишком любили жизнь, чтобы отказываться от всех ее благ, красоты и радостей.
Много спорив о средствах достижения цели, декабристы пришли к выводу, что хороши не все средства и отдали предпочтение мирным формам борьбы. Их выступление на Сенатской площади по существу и в основном было мирной формой протеста, хотя в руках они имели оружие. Е. П. Оболенский не зря писал, что в самом своем начале движение декабристов носило нравственный, этический характер — «в защиту истины и правды». И только потом оно приобрело политический оттенок. «Но и тут надобно сказать, — продолжал он, — что и политический характер, принятый Обществом, подчинялся нравственному, принятому в основание Общества».
Конституция Муравьёва
Знаменитый документ, написанный идеологом декабристов Н. М. Муравьевым. Конституция Муравьёва так же известна в истории, как русская правда Муравьёва.
Вступление к первому варианту
Опыт всех народов и всех племен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества: что она не согласна ни с правлением святой веры на шей — ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства — произвол одного человека — невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне — а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя — ни разумных исполнителей Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне закона, — вне человечества! — Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идет о других, и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих. Одно из двух: или они справедливы — тогда к чему же не хотят и сам подчиняться оным: или они несправедливы — тогда зачем хотят они подчинять им других. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русский заслуживает и то и другое.
Но какой образ правления ему приличен? Народы малочисленные бывают обыкновенно добычею соседей — и не пользуются независимостью. Народы многочисленны пользуются внешнею независимостью — но обыкновенно страждут от внутреннего утеснения и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов. Обширность земель, многочисленное войско препятствую одним быть свободными; — те, которые не имеют неудобств — страждут от своего бессилия. Федеральное или Союзное Правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласилось на величие народа свободу граждан.
Под надзором государя одно законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения, общи для всего государства; частные распоряжения, касающиеся до областей, предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие Столичного, и таким образом доставляется благосостояние целого и частей.
Из второго варианта Глава I
О народе русском и правлении:
1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
Глава II О гражданах
3. Гражданство есть право определенным в сем Уставе порядком участвовать в общественном управлении: посредственно, т. е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т. е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти.
4. Граждане суть те жители Российской империи, которые пользуются правами, выше определенными.
5. Чтоб быть Гражданином, необходимы следующие условия:
1) Не менее 21 года возраста.
2) Известное и постоянное жительство.
3) Здравие ума.
4) Личная независимость.
5) Исправность платежей общественных повинностей.
6) Непорочность перед лицом закона...
Глава III
О состояниях, личных правах и обязанностях русских
...10. Все русские равны перед Законом.
11. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившиеся в России, достигшие совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом.
12. Каждый обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует сего Закон.
13. Крепостное состояние и рабство отменяются: раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.
14. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим-соотечественникам. Книги, подобно всем прочим действиям, подвержены обвинению Граждан перед судом и подлежат присяжным.
15. Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются.
16. Всякий имеет право заниматься тем промыслом, который ему покажется выгоднейшим: земледелием, скотоводством, охотою, рыбною ловлею, рукоделиями, заводами, торговлею и так далее.
17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра (25 рублей серебром), поступает на суд присяжных.
18. Всякое уголовное дело производится с присяжными...
23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.
24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим...
28. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в звание общих владельцев...
35. Никакое нарушение Закона не может быть оправдано повелением начальства. Сперва наказывается нарушитель Закона, потом подписавшие противузаконное повеление.
42. Никто не может быть беспокоиваем в отправлении своего богослужения по совести и чувствам своим, лишь б только не нарушал законов природы и нравственности.