Внешняя политика Киевской Руси X—XII века

Внутренняя политика. Русь в Х начале XII в. представляла собой феодальное государство, созданное в результате подчинения и завоевания славянских племен, где важную роль играло феодальное землевладение. Собственниками земли были князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь. Формировалось зависимое от них население — холопы (рабы), закупы, изгои, рядовичи, смерды.

Наиболее многочисленной была группа свободных или уже попавших в зависимость — смердов. К свободным смердам относились общинники, имевшие хозяйство и необходимые для его ведения орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли свою самостоятельность. Из их среды формировались другие категории зависимого населения.

Главной формой эксплуатации была натуральная рента.

Внешняя политика Киевской Руси X-XII век

Внешняя политика Киевской Руси X-XII век.

Х-ХII вв. — это время расцвета русских городов. В них основное население составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече, которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, меняло князей. Бояре, высшие иерархи церкви и князья находились на вершине пирамиды власти. Но власть князя не была самодержавной. Она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.

Внешняя политика. Эпоха Х-ХII вв. отличалась как частыми войнами, так и первыми попытками правового регулирования международных отношений. Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было направление посольства в Константинополь — столицу Византийской империи. В 907 г. Киевский князь Олег (882-912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. Результатом похода явилось заключение в 907,911 гг. выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные летописью начала XII в. — «Повестью временных лет», — самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 г. русские, приезжавшие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов.

В 941 г. Киевский князь Игорь совершил поход на Константинополь. Поводом, по-видимому, послужило нарушение византийцами договора. Потерпев поражение, Игорь объединился с печенегами и предпринял новый поход в 944 г. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор.

Княгиня Ольга. Княгиня Ольга (945-964), вдова Игоря, поддерживала с Византией мирные отношения. В 956 г. она нанесла дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Народ дорожил памятью об этой личности. Сохранились предания о ней, как о «мудрой» и «хитрой» правительнице. Она не только победила древлян, но и перехитрила самого царя Греции, который вздумал взять ее в жены.

Святослав. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги — Святослава (964-972). Он оставался язычником, несмотря на уговоры матери принять христианство. В 964-965 гг. Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и обрушился на давнего врага восточных славян — Хазарский каганат. Войско хазар было разбито, столица государства — Итиль — была разрушена. Святослав покорил северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).

В 967 г. Святослав по договору с византийским императором Никифором Фокой выступил против Болгарского царства, одержал победу и закрепился на Дунае, откуда стал угрожать Византии. Но пришлось воевать с печенегами, которые в отсутствие князя угрожали взятием Киева. Однако Святослав не смог покорить Византию. Он был вынужден заключить договор, в результате которого потерял свои позиции на Балканах. В 972 г. войска возвращались в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.

Владимир Святой. Владимир Святой (980-1015) в момент смерти Святослава был князем Новгородским. Устранив старшего брата Ярополка, он завладел киевским престолом в 980 г. и попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном — богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Эта акция не привела к желаемому результату. Тогда князь предпринял попытку обратить в христианство всех жителей Киева. Массовое крещение проходило на Руси в 988-990 гг. Распространение новой религии не всегда шло мирно, сопровождалось кровавыми столкновениями. Была учреждена русская митрополия, подчиняющаяся Константинопольской патриархии. В важнейших центрах (Новгород, Полоцк, Чернигов, Ростов) на протяжении X-XI вв. создавались епископства. На Руси появилось православное духовенство (на первых порах греческое). Из Болгарии привозились богослужебные книги на славянском языке, что говорило о культурных связях Руси с соседями.

Ярослав Мудрый. Ярослав Мудрый (1019-1054) продолжил дело Владимира по христианиза-ции Руси и укреплению феодальных отношений. Особую значимость в период его княжения имело создание свода законов под названием «Русская Правда» — первого письменного источника русского феодального права. Юридическое содержание «Русской Правды» можно охарактеризовать как законодательное закрепление обычаев, существовавших еще в родовом обществе. Так, подтверждался принцип кровной мести за убийство, за причинение телесных повреждений. Правда, мстить за убийство могли только ближайшие родственники, а за другие правонарушения — сам потерпевший. В качестве альтернативы кровной мести за правонарушение против личности предусматривалась выплата штрафов (виры, продажи) в пользу князя и возмещение вреда в пользу потерпевшего (половничество, урок).

Кроме обычаев в «Русской Правде» появились новые нормы, направленные преимущественно на защиту частной собственности. Закон предусматривал штрафы за кражу коня, оружия, одежды; требовал возмещения вреда за повреждение чужого имущества. Должник обязан был вовремя рассчитаться со своим кредитором.

«Русская Правда» в качестве имущества рассматривала челядь, холопов. За их действия нес ответственность собственник.

«Русская Правда» установила важное правило, выразившееся в запрете самовольного разрешения споров и изъятия спорного имущества. Отныне все споры должны были решаться в судебном порядке князем или судом общины. После смерти Ярослава начался раздел Руси между его сыновьями.

Владимир Мономах. Владимиру Мономаху (1113-1125) удалось сохранить единство государства и ограничить стремление к самостоятельности некоторых князей (Ярослава, Глеба). При нем была отражена агрессия со стороны половцев. В 1116-1118 гг. Владимир Мономах организовал масштабное военное и политическое наступление на Византию. Результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная. Сын Мономаха Мстислав был последним князем, которому удавалось сохранять единство Руси. После его смерти, в 1132 г., начался процесс распада государства.

В Х-XII вв. Русь укрепляла свои внешние связи. Наряду с традиционными действиями все чаще использовались возможности переговоров. Принятие христианства позволило укреплять связи с другими государствами за счет международных браков. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля. Дочери Ярослава были замужем: Анастасия — за королем Венгрии Андреем, Елизавета — за королем Норвегии Харальдом, Анна — за королем Франции Генрихом. Всеволод Ярославович был женат на дочери императора Византии. Женой Мстислава Владимировича была дочь короля Швеции Христина. Распространенными были также браки русских князей с дочерьми ближайших соседей — половецких ханов.

§Ремесло и торговля на Руси
§Появление человека в Восточной Европе
§Индоевропейцы
§Предки славян
§Анты

Яндекс.Метрика