Иван Калита. Став правителем «надо всею Русскою землею», Иван Данилович старательно расширял свои владения. Он прикупал, присоединял с помощью династических браков, захватывал новые земли. В Орде он вел себя смиренно и льстиво, не скупился на подарки хану и его женам, князьям и мурзам. При Иване Калите сбор дани Орда уже полностью передала русским князьям, прежде всего великому князю владимирскому. Московский князь исправно доставлял положенный «выход» в Сарай, беспощадно выколачивал его с подданных. Враги князя говорили, что часть собранного оседала в его кремлевских подвалах. Начиная с Ивана Даниловича ярлык на владимирское княжение получали, за немногими исключениями, его потомки — московские правители. Они возглавляли Московско-Владимирское княжество, одно из самых обширных государств в Восточной Европе. Ивану Калите покорились князья ростовские, галицкий, белозерский, угличский.
Благодаря осторожной политике великого князя владимирского, его показной покорности и смирению, исправному поступлению «выхода» хан Узбек и его преемники долгие годы не предпринимали больших походов против русских земель. Прекратились ордынские погромы, настало время, которое современники назвали «тишиной великой». «Христиане» отдохнули «от великой истомы, многих тягот и насилия татар». Иван Калита принял также меры против разбойников, которых было немало в лесах в те смутные годы. Все это способствовало хозяйственному развитию, росту населения во всех русских землях, и прежде всего в московских.
Митрополит всея Руси Петр подолгу жил в Москве, в которой стараниями московского князя выросло несколько каменных церквей. Митрополит поддерживал политику великого князя владимирского, также оказывавшего всяческую помощь церкви. Сам князь проявлял непоказное христианское благочестие. По преданию, он всегда ходил с кошелем (калитой) на поясе, оделяя нищих и убогих (отсюда и его прозвище). В каменном Успенском соборе Московского Кремля митрополит Петр был похоронен после кончины. Москва, а не Владимир стала отныне центром митрополии, фактической церковной столицей Руси. Это свидетельствовало о возросшей мощи и влиянии княжества.
Духовная грамота московского князя Ивана Калиты (Около 1339 г.)
Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинить им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо Микулинское, село Малаховское, село Напрудское у города...
Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окатьеву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу; а села: Рюховское, село в Замошской слободе, село Семчинское...
Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а села: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновское, село Коломенское, село Ногатинское...
А княгине моей с меньшими детьми даю: Сурожик, Мушкину гору, Радонежское, Бели, Ворю, Черноголовль, на Воре слободку Софроновскую, Вохну, Дейково, Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгинею; а села: Михайловское, Луцинское, село у озера, село Родонежское, Дейгунинское, Тыловское, Рогож, Протасьевское, Аристовское, Лопастьнское, Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских.